О Жанре Российская поп-музыка

Российская поп-музыка — собирательное название популярной музыкальной продукции российской и русскоязычной эстрады из стран СНГ, Балтии, а также дальнего зарубежья, в которой песни исполняются в первую очередь на русском языке, языках стран СНГ, а также (реже) на других языках мира. Иностранцы из дальнего зарубежья, малознакомые с Россией и СССР, часто не делают различий между советской поп-музыкой, российской поп-музыкой, русской поп-музыкой, русскоязычной поп-музыкой, хотя эти понятия нетождественны.

Важными составляющими частями не только российской поп-музыки являются реклама по радио и телевидению отдельных песен, входящих в музыкальные диски.

 

История и предпосылки формирования

Жанры поп-музыки, распространённой в современной России и странах СНГ начали своё развитие ещё во времена бывшего СССР и несколько отличались от сходных направлений как на Западе, так и на Востоке. От американской поп-музыки советская отличалась большей лиричностью, отказом от ярких сексуальных подтекстов песни, наличием табу на употребление мата, цензурой, большей яркостью и выразительностью текста, что отчасти было связано с в основном некоммерческой формой данного вида музыки в СССР и меньшим использованием (а зачастую и отсутствием) передовой музыкальной техники в стране по той же причине. Определённые жанры музыки в СССР были под запретом или строгим контролем (панк-рок, джаз) из-за опасений политической пропаганды, другие не сложились вообще в силу отсутствия культурных и этнических предпосылок, а потому они не оказывали влияния на советскую поп-музыку, в отличие, скажем, от США и Британии. В результате советская поп-музыка оказалась ближе к традиционной поп-музыке, распространённой в романских странах — Италии, Франции. В целом, однако, общий стиль и формат песен, а также характерные мелодии носили традиционный западноевропейский характер и отличались от так называемой восточной музыки.


Русскоязычный музыкальный рынок

Рынок русскоязычной популярной музыки начал развиваться вместе с увеличением влияния СССР на мировой арене. Помимо 300 миллионов советских граждан, проживавших на 13 % площади мира в 1990 году, советская поп-музыка получила некоторое распространение в странах бывшего Варшавского договора, особенно в славянских регионах (Польша, Чехия, Словакия, бывшая Югославия и Болгария, но также в Венгрии, Китае, на Кубе). Безусловным центром создания русскоязычной поп-музыки тех времён стала Москва и, в меньшей степени, Санкт-Петербург. После распада СССР, Россия продолжает оставаться главным производителем и потребителем мировой русскоязычной музыки, спрос на которую по-прежнему высок в некоторых новых независимых государствах, особенно на Украине и в Беларуси. К достаточно значимым региональным центрам современной русскоязычной поп-музыки относятся, помимо Москвы, Санкт-Петербург и отчасти Киев (Украина), который также ориентирован на русскоязычный рынок. Распад СССР и падение железного занавеса, массовая эмиграция начала 90-х, привели к формированию крупных русскоязычных диаспор в ЕС, Канаде, США, Австралии и других регионах, где местное население получило возможность ознакомиться с русскоязычной музыкой разных жанров посредством Интернета, спутникового телевидения, различных носителей, музыки в ночных клубах и т. д. Заметный вклад в российскую популярную музыку делают исполнители родом не из России. Среди них: Филипп Киркоров из Болгарии, Верка Сердючка и ВИА Гра из Украины, Лайма Вайкуле из Латвии, Серёга и Дмитрий Колдун из Белоруссии, Авраам Руссо из Сирии, А-Студио из Казахстана и другие.

 


1960-е


Сформировавшись как один из крупнейших рынков мира к началу 60-х, русскоязычная поп-музыка была представлена такими исполнителями как Эдита Пьеха, Валерий Ободзинский, Муслим Магомаев.


1970-е

В семидесятые годы начали свою карьеру, а затем получили всесоюзную известность София Ротару, Алла Пугачёва. Одновременно в этот период на российскую поп-музыку начинают оказывать влияние разные западные жанры (джаз, рок и т. д.) Но и сама популярная советская музыка приобретает огромную популярность в Восточной Европе.


1980-е

В начале 80-х русскоязычная музыка советского периода переживает подъём. В этот период творит Раймонд Паулс, талантливый латышский композитор. Многие музыкальные композиции, такие как «Миллион алых роз», созданные в этот период, станут затем почти классическими образцами. Юрий Чернавский пишет песни к фильмам для многих композиторов, среди начинающих дебютирут Владимир Пресняков.В середине 80-х Владимир Матецкий начинает своё сотрудничество с Софией Ротару и песни на русском языке, как «Лаванда», приобретают международную известность, вместе с кавер-версиями на иностранных языках. Широким успехом пользуются пародийные перепевки зарубежной эстрады Сергея Минаева. Несмотря на бурный расцвет и необычайную популярность, российская и советская музыкальная продукция, в отличие от Европы и США, оперирует в значительной степени в отрыве от рынка, то есть в условиях слабой коммерциализации, отсутствия развитой крупнобюджетной рекламы и т. д., что, однако, положительно сказалось на некоторых её субъективных характеристиках (душевность, близость народу, большая лиричность и т. д.). При этом внутри эстрады существовали элементы конкуренции, в основном на личном уровне, сложились влиятельные семейные кланы.


1990-е

Даже в начале 90-х, когда страна переживала острый экономический и политический кризис, Россия и Москва в частности продолжали оставаться важными производителями русскоязычной музыкальной продукции. Многие известные хиты популярной музыки были написаны именно в этот период (Игорь Николаев, Наташа Королёва,NЭНСИ,Олег Газманов и др.) Среди рок-направления многие группы также имели огромную популярность у российской аудитории в этот период: ДДТ, Любэ, Сектор Газа.


2000-е

Конец 90-х и начало 2000-х ознаменовались значительным усилением мировой, в первую очередь американской музыки, в сферы традиционного господства российской музыкой. Российские популярные исполнители вовсю знакомятся с мировым музыкальным опытом, многое из него заимствуют, особенно в плане аранжировок. Иногда заимствования (не только американские, но даже чаще турецкие, греческие, восточные, латиноамериканские ритмы и напевы) принимают крайние формы в виде многочисленных римейков Филиппа Киркорова, которые стали поводом шуток и анекдотов в народе.

В конце 2000-х российский рынок поп-музыки вступил в переходный период. В связи с серьёзным падением продаж в форме физических носителей (что характерно и для общемировой индустрии), происходит переквалификация лейблов на продажу музыки через интернет - в основном так называемых цифровых синглов. Если в 90-е и до середины 00-х годов ещё сохранялись неплохие продажи альбомов (в среднем самые топовые альбомы расходились тиражом в 1,5 миллиона копий по России (среди таких альбомов можно выделить альбом Валерии «Страна любви», альбом Линды «Ворона», альбомы группы «Руки Вверх!» «Сделай громче», Глюк'оzы - «Глюк'оZа Nostra», Земфиры - «Прости меня моя любовь», t.A.T.u. - «200 по встречной», МакSим - «Трудный возраст» и «Мой рай»), то к 2009 году продажи альбомов значительно упали (самые топовые релизы 2009 года - альбом группы «Ранетки» «Пришло наше время», распродавшийся тиражом в 100 тысяч копий и альбом Григория Лепса «Водопад», разошедшийся тиражом чуть более 50 тысяч копий). С другой стороны значительно выросли продажи цифрового контента (цифровых синглов, рингтонов, рингбэктонов и т. д.). Например два сингла МакSим, «Знаешь ли ты» и «Мой рай», разошлись тиражом более 1,2 миллиона копий, сингл группы «Инфинити» «Где ты?» - тиражом более миллиона копий. Однако основной проблемой рынка остаётся высокий уровень пиратства (в сфере физических носителей - около 70%, в интернете - около 90%).


Мировая арена
 

Падение железного занавеса предоставило русскоязычной поп-музыке возможность выхода на мировой рынок музыкальной кинопродукции. Однако, дебют русскоязычных исполнителей на мировой арене был и остаётся затруднён несколькими факторами. Во-первых, к началу XXI века, мировой рынок музыкальной продукции, в том числе и популярной культуры, оказался в значительной мере уже насыщен англоязычной продукцией, агрессивно проникавшей на рынки неанглоязычных стран, в том числе развитых европейских. В начале 70-х, София Ротару стала первой советской певицей, получившей приглашение и записавшей альбом на западноевропейской студии Sony BMG Music Entertainment на немецком языке, с авторами, сотрудничавшими с Мирей Матьё, Далидой, Нани Мускури и другими. Распространение MTV уже привело к вытеснению местной музыки во многих регионах (например, французской поп-музыки во Франции, итальянской в Италии, немецкой в Германии) американской или англоязычной продукцией массового производства. Во-вторых, публика на Западе мало знакома с русским языком, особенно это касается англоязычных стран, где музыку на иностранных языках, а уж тем более на русском языке (из-за наследия холодной войны и Большой игры) слушать не принято из принципа. В ответ, многие русскоязычные исполнители (Дима Билан, Валерия, Тату, Сергей Лазарев, и другие) начали исполнять песни на иностранных языках. Однако, за редким исключением, переход песни на английский язык мало что меняет. Зачастую исполнитель теряет русскоязычную аудиторию, не получает иностранной, и в конце вынужден с опозданием опять исполнять песни по-русски (о чём свидетельствует пример песни Дмитрия Колдуна). Значительного успеха смогла достигнуть только группа t.A.T.u., получившая популярность в Европе и США в 2002-2003 годах. Первый англоязычный альбом группы был продан более чем миллионным тиражом. Иногда русскими и русскоязычными исполнителями используются английский, испанский, итальянский, французский, немецкий, иврит и другие иностранные языки.


Евровидение

С 1994 года, когда Россию представляла певица Юдифь, Евровидение стало местом дебюта российских исполнителей на зарубежной (в первую очередь, европейской) сцене. Особый прорыв российская музыка сделала после выступления Алсу в 2000 году, занявшей второе место. Ещё большего успеха за рубежом смогли добиться t.A.T.u., чья песня попала в зарубежные хит-парады, заняла там первое место несколько недель подряд, продала значительное количество компакт-дисков.
 



В 2006 году Дима Билан занял второе место на Евровидении, в 2007 году третье место досталось группе Серебро. В 2006 году на детском конкурсе Евровидения победили две русскоязычные сёстры-двойняшки. В 2008 году Дима Билан вновь представлял Россию на конкуре и занял первое место. В 2009 году конкурс прошёл в России.


Особенности

Одной из главных особенностей российской поп-индустрии является широкое распространение гастрольных, а также корпоративных концертов исполнителей по России и СНГ, что связано, с одной стороны, с огромными размерами страны, а также с тем, что из-за довольно распространённого пиратства, прибыль от продажи компакт-дисков не достигает исполнителей (что роднит её, например, с арабской поп-музыкой).

Опрос

Нравится ли вам данное направление?

Да
Нет
Не очень
Иногда что то из этого слушаю


Всего проголосовало: 9


 


Уважаемые посетители нашего сайта ! На главной странице нашего музыкального проекта размещаются самые свежие новинки музыки. Поэтому если хотите скачать самые свежие новинки музыки то перейдите пожалуйста по данной ссылке Скачать бесплатно альбомы музыки